Первые автомобили Верхнеудинска

Издававшаяся в Верхнеудинске газета «Дальневосточная Республика» опубликовала заметку от 1 октября 1920 г: «Преступные автомобильные гонки по городским улицам продолжаются в обход всякого закона и нарушают нормальную городскую жизнь, неся опасность для мирных пешеходов. Вчера, около 11 часов дня, на углу Большой и Базарной улиц (ныне угол улиц им. В.И. Ленина и им. С.М. Кирова – авт.) грузовой автомобиль, мчавшийся с неслыханной скоростью, наехал на переходившего улицу народоармейца. Несчастному раздавило автомобилем голову. Этим преступлениям следует положить конец. Необходимо принять меры, под страхом тягчайшей ответственности, к устранению подобных преступных явлений».

А когда же появился в Прибайкалье первый автомобиль? В губернском городе Иркутске это произошло 1 июля 1899 г. В тот день Н.В. Яковлев привёз из Франции автомобиль, отапливаемый бензином и «могущий идти со скоростью 15 вёрст в час (32 км – авт.). Кататься могут 3 человека». Николай Васильевич, владелец автомобиля, был хозяином оружейного магазина и председателем общества автомобилистов и велосипедистов-любителей. Как писала газета «Сибирь» в 1903 г.: «… изредка появлявшийся на улицах Иркутска быстро едущий автомобиль с катающимися господами, представлял опасность для пешеходов и обозов». К 1910 г. в Иркутске было уже много автомобилей, поэтому по поручению думы техническое отделение городской управы специально разработало проект правил, обязательных для езды на моторных экипажах по улицам города.
В Забайкалье, уездном городе Верхнеудинске, по данным местного краеведа и летописца Николая Бурлакова, первая машина появилась в декабре 1912 г. при почтово-телеграфной конторе. В 1913 г. автомобиль возил почту и пассажиров от Верхнеудинска до Селенгинска и Троицкосавска-Кяхты (буряты называли тогда автомобиль – гал тэргэ – «огненная телега»). До Селенгинска (ныне - Новоселенгинск) 100 верст (1 верста – 1065 метров) машина проходила за 5 часов. С пассажира брали по 8 копеек за версту, до Троицкосавска-Кяхты 18 рублей. Для сопоставления привожу цены на некоторые продукты за тот год, по сведениям того же Бурлакова. Итак: 1 пуд (16,38 кг) просяной крупы стоил 2 руб. 40 коп., перловой – 3 руб. 20 коп., пуд риса – 6 руб., пуд сахара – 6 руб. 40 коп., пуд мяса скотского – 5 руб. 30 коп., пуд масла скоромного – 13 руб., пуд масла постного – 18 руб., пуд крупчатки 1-го сорта – 2 руб. 50 коп.
В городе была и частная машина у сына купца Е.Г. Цыгальницкого. Через год, в 1914 г., в Верхнеудинске было уже несколько машин. Одна из них, автомобиль-фургон, катала публику по 25 коп. с человека за проезд один раз вокруг центра города (возле Гостиных рядов). Заработок водителя в первые дни составлял до 40 рублей в день, а бензина уходило рублей на 8. В том же, 1914 г., по данным прессы, фабрика «Форд» изготовила 300 000 автомобилей со стоимостью пятиместного 2215 руб., шестиместного 3175 рублей.
В первые годы советской власти автомобили имели в основном руководящие органы Бурят-Монгольской АССР, поэтому первое упоминание об автомобиле мы нашли в объявлении «Бурят-Монгольской правды» за 1924 г. от 16 апреля: «ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР продают автомобиль «Оверланд» («Willys-Overland»). А уже в мае Совнарком БМАССР для служебных разъездов приобрел новый легковой автомобиль американского производства. Однако в городе ощущалась нехватка водителей и 10 июля 1924 г. открылись краткосрочные автомобильные курсы. Окончившим эти курсы выдавались удостоверение шофёра («Бурят-Монгольская правда», 1924 г., №144). В ноябре 1924 г. Совнарком БМАССР приобрел второй легковой автомобиль «Дойдж» американского производства с полным комплектом инструментов. 18 ноября 1925 г. в Верхнеудинске основан автогараж ЦИК и Совнаркома БМАССР. Из приказа по Управлению делами ЦИК БМАССР: «Для обслуживания нужд по разъездам должностных лиц, при Управлении Делами ЦИК и СНК учреждается гараж с мастерской при нем…Штат автогаража и мастерских устанавливается с 1-го октября с/г. следующий: шоферов…3, слесарь-механик…1, ученик…1, сторожей…2, счетовод…1 по совместительству…. Управляющий Делами И.Ф. Головачев. Секретарь Хазагаев». К концу 1925 г. в автохозяйстве Совнаркома имелось уже 3 машины: две легковые и 1 полугрузовик.
Увеличение автомобилей в городе приводило к недоразумениям на дороге, так как крестьяне, приезжающие в город, продолжали ездить по середине улицы. И в июне 1925 г. были установлены правила движения по Ленинской улице – по правой стороне дороги. На улице поставили специального постового милиционера, который следил за движением («Бурят-Монгольская правда», 1925 г., №»№32, 154). 19 июля 1925 г. началось автомобильное сообщение с правительственными дачами на Верхней Березовке. Автомобили ходили с 7 часов утра от магазина «Единение» на ул. Ленина. Место в грузовике стоило 40 коп., в легковом автомобиле – 50 коп. Это первое автобусное сообщение в городе («Бурят-Монгольская правда», 1925 г., №162).

10 ноября 1925 г. открылось первое международное регулярное автомобильное сообщение Верхнеудинск – Улан-Батор («Бурят-Монгольская правда», 1925 г., №260). А 25 февраля 1926 г. началось регулярное автомобильное сообщение между городами Верхнеудинск – Троицкосавск («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №45). 1 ноября 1928 г. устанавливается регулярное автомобильное сообщение Верхнеудинск – Хоринск («Бурят-Монгольская правда», 1928 г., №244).

Наркомторг Бурят-Монгольской АССР закупил три 12-местных автобуса Форд и 27 июня 1926 г. были совершены пробные автобусные рейсы между городом и правительственными дачами на Верхней Березовке («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №137). Лишь 6 сентября 1926 г. началось регулярное автобусное сообщение по маршрутам: Зеленый базар – вокзал с остановкой около почты. Зеленый базар – Зауда и Рабочий городок. Кинотеатр «Эрдэм» - Нижняя Березовка. Кинотеатр «Эрдэм» - вокзал. Проезд стоил от 10 до 35 коп. «Работа автобусов производится: Рабочие дни: линия зеленый базар – вокзал – Зауда и Рабочий Городок с 6 ½ утра до 11 ч. дня и с 2 час. до 5 ½ час. вечера. Дни отдыха: движение по тем же линиям производится с 8 час. утра до 11 час. дня и с 5 до 10 час. веч. Курсирование автобуса по линии кино «Эрдэм» - Нижняя Березовка производится с 10 ч. утра до 6 ч. в. ежедневно. Курсирование автобуса по указанной линии производится только с полной нагрузкой пассажиров. Остановка автобусов производится по требованию пассажиров в любом пункте линии курсирования» («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №199). В автобусы набивалось по 20 человек. Один автобус назывался «мужчины, вылезайте». Он не мог с пассажирами въехать в гору у Троицкого кладбища. Мужики выходили и бежали за автобусом. У второго автобуса была съёмная крыша («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №164). Часто можно видеть висящими на подножках или за автобусом «детишек» до 30-летнего возраста («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №170). В других городах автобусы появились намного позднее. Например, в Красноярске в 1934 году. В Барнауле в 1929 году, в Иркутске в 1940 году, в Томске в 1928 году (Кузнецов В.Н., с. 74).
В том же 1926 г. в городе замощена улица Ленина от переезда до арки («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №291). В 1927 г. в Бурят-Монгольской АССР было 11 автомобилей, из них 3 легковых. За год перевезено 373 пассажира. Общий пробег 13 тысяч км за 332 рейса («Бурят-Монгольская правда», 1927 г., №11).

В мае1927 г. гараж Совнаркома БМАССР приобрёл два новых автобуса, они ходили от кинотеатра «Эрдэм» до спецстоловой на правительственных дачах на Верхней Березовке («Бурят-Монгольская правда», 1927 г., №118). Уже в июле 1927 г. автомобильное движение в городе становится оживлённым. Постоянно курсирует в городе и пригороде 10 машин, а иногда их скапливается до 20. Газета пишет: «Необходимо регулировать автодвижение…» («Бурят-Монгольская правда», 1927 г.,

№148). Тогда население г. Верхнеудинска с пригородами было более 30 тысяч человек («Бурят-Монгольская правда», 1927 г., №169).

12 декабря 1927 г. БурЦИК БМАССР зарегистрировал устав Общества содействия автомобильному и дорожному строительству «Автодор». «Автодор» планирует открыть школу шоферов в Верхнеудинске и мастерскую по ремонту автомобилей («Бурят-Монгольская правда», 1927 г., №285). Тогда весь автопарк республики состоит из 13 автомобилей. В гараже Совнаркома Бурят-Монгольской АССР 4 легковых автомобиля и 2 автобуса, Бурлесе – 2 автомобиля, «Добролёте» - 1, ОГПУ – 1, Наркомздраве – 1. По одной машине были у Хоринского и Агинского аймаков («Бурят-Монгольская правда», 1927 г., №286).

В декабре 1927 г. для гаража Совнаркома Бурят-Монгольской АССР приобретены 3 грузовых автомобиля («Бурят-Монгольская правда», 1927 г., №295).

28 июля 1928 г. Верхнеудинский Горсовет постановлением №126 установил правила движения и пользования автомобилями и мотоциклами («Бурят-Монгольская правда», 1928 г., №165).

В июне 1929 г. управление делами Совнаркома запускает на 1 месяц пробную автобусную линию Верхнеудинск – Нижняя Березовка («Бурят-Монгольская правда», 1929 г., №124). А городской автопарк состоит из 28 машин (Улан-Удэ в прошлом и настоящем, с. 112).

В 1939 г. в городе заасфальтирована главная улица им. В.И. Ленина. Всего замощено в городе около 10 км улиц (Улан-Удэ в прошлом и настоящем, с. 111). В 1940 г. в городе начал функционировать общественный транспорт – 19 автобусов по 4 маршрутам общей протяженностью 29 км.

ИСТОЧНИКИ:

А.Д. Жалсараев, Б.Д. Жалсараева «Первые автомобили Верхнеудинска (Улан-Удэ)»

На главную В список статей

новости и события

Часто задаваемые вопросы Входной билет в музей Пешеходная экскурсия по Большой Николаевской Обзорная экскурсия по музею Автобусная экскурсия Семейная реликвия

опросы