Развитие здравоохранения в Верхнеудинске происходило неторопливо. По состоянию на вторую пол. XIX в. многие горожане прибегали к средствам народной медицины, знахарям, ламам. В городе служил уездный врач, доктор Прокопенко, постоянно находившийся в разъездах.
Казенную должность повивальной бабки занимала Марио де Пуш, пользовавшаяся симпатиями населения.
Долгие годы горожан лечил фельдшер Григорий Дмитриевич Францев, к которому обращались чаще всего. Видная роль во врачевании принадлежала и цирюльнику Рефевичу, специалисту по кровососным банкам, которые охотно и широко использовались. Он же держал пиявок.
Аптека была одна, частная, Жабина. Располагалась в небольшом домике, напротив Одигитриевского собора. Сгорела во время пожара 1878 года. К нач. XX в. в Верхнеудинске функционировало четыре аптеки: Городская, общества Красного креста и две частные – провизора Погоржельского и аптекарский магазин Кокошко.
Первая больница Верхнеудинска изначально располагалась в Заудинской станице, в деревянном доме с винным складом. В 1860-х гг. больницу перенесли на Троицкую улицу в двухэтажный каменный дом (совр. Куйбышева 26). Больница была окрашена в желтый цвет и рассчитана на 15-20 кроватей. Инструментарий был скудным, не было даже иглодержателя. Серьёзных хирургических операций в больнице также не проводилось.
Новый виток медицина Верхнеудинска получила после строительства железной дороги. На станции Верхнеудинск была оборудована железнодорожная больница. Первыми железнодорожными врачами были Григорий Дмитриевич Болтенко и Вениамин Васильевич Натансон.
В годы русско-японской войны в город прибыли и открыли работу три лазарета Красного креста – Одесский, Пермский и Болгарский. Кроме того открылся ещё и лазарет местного Красного креста, возглавляемый мобилизованным военным врачом Августом Генриховичем Легером. Лазареты оказывали хирургическую помощь населению, в штате имелись высококвалифицированные хирурги.
В городской больнице к тому времени появился стерилизатор, пополнился инструментарий, одна комната была выделена под операционную. Заразные больные обслуживались в небольшом флигеле. Вскрытие трупов производилось в анатомическом покое, который находился во дворе больницы.
Больница расширилась до 25 кроватей. Штат её составляли: врач, заведующий больницей, фельдшер, медсестра, два санитара, сиделка, смотритель больницы, кухарка, дворник и он же конюх. Персонал жил при больнице, кроме врача. Больница делилась на два отделения – мужское и женское, без подразделения по роду болезни. Только заразные помещались в отдельный барак.
Отдельная, изолированная комната была отведена под психически больных.
С ростом города увеличивалось и количество кроватей в больнице до 60.
Вместе с тем увеличился и штат больницы – прибавилось санитаров и сиделок, появилась акушерка-фельдшер и второй общественный врач. На последнего возлагалось бесплатное обслуживание неимущих больных по вызовам на дом. Также общественным врачам предоставлялось право выписывать лекарство бесплатно, в счет города неимущим.
Плата за лечение составляла рубль в сутки, но фактически больница была переполнена бесплатными больными. Амбулаторный прием велся бесплатно.
Заработанная плата врача составляла 125 рублей в месяц, акушерки-фельдшера – 35, медсестры – 25, сиделок и санитаров – 18 рублей в месяц.
В 1903 году врачем Столпером в Верхнеудинске был открыт первый зубоврачебный кабинет. Он же занимался и протезированием зубов. До этого времени лечение зубов сводилось к приему болеутоляющих капель, либо к удалению больного зуба. Позднее появились зубоврачебные кабинеты Мильштейна, Файнберг, Зубовской, Алексеевской. В городе чувствовался недостаток зубных техников.
Складывалась тяжелая ситуация с антирабическими пастеровскими прививками. До их появления лечение от бешенства происходило следующим образом: укушенного человека везли на Байкал, привязывали веревкой и три раза протягивали под лодкой. Даже с появлением пастеровских прививок, такой способ лечения окончательно не бросили. Это объяснялось тем, что ближайшая пастеровская станция находилась в Самаре, до появления железной дороги путь занимал более месяца. Не у всех хватало средств, а чтоб получить лечение за казенный счет, требовалось пройти множество инстанций. В Верхнеудинске пастеровская станция появилась только в 20-е гг.
Несколько слов об инфекционных заболеваниях и эпидемиях. Чаще всего в городе случалась эпидемия кори, возникавшая каждые 3-4 года. Реже была скарлатина. Характер эпидемии скарлатинозные заболевания начали принимать с увеличением в городе учебных заведений.
Также редко принимали форму эпидемии дифтерит и оспа. Большое распространение получал брюшной тиф, возникавший почти каждую осень. Во время русско-японской войны стали фиксироваться случаи сыпного тифа. При Одесском лазарете Красного креста было отделение для сыпнотифозных больных, помещавшихся в «холерном бараке».
Эпидемия сыпного тифа вспыхнула в Верхнеудинске после нашествия отступающей армии генерала Каппеля. «Сыпняк» охватил весь город, долгие годы давая вспышки и осложнения. Переболел практически весь больничный персонал. Из других инфекций было зафиксировано: 4 случая сибирской язвы, столбняка – 3 случая, проказы -4, бешенства – 5. Холеры, чумы и «испанки» в Верхнеудинске не было.
В 1909 году был открыт во вновь отстроенном двухэтажном каменном здании лазарет Красного Креста, с общиной сестёр милосердия. Обслуживал лазарет врач Август Генрихович Легер, вскоре появился ординатор доктор Легков, терапевт и врачи-консультанты. В лазарете была оборудована лучшая в городе операционная.
В 1918 году было основано общество врачей. При обществе в 1919 году был открыт родильный дом на 20 кроватей и помещался на Первомайской улице (совр. Соборная 10»а»).
В годы интервенции американскими частями был устроен лазарет в здании бывшего магазина Второва. После окончания интервенции, лазарет со всем имуществом был передан земской больнице. В 1921 году земскую больницу объединили с городской.
Широкомасштабная реорганизация лечебного дела началась после установления Советской власти. Образовались Облздрав и Горздрав. Больница, со всеми отделениями, развернулась на сто кроватей, штат увеличился до 50 человек. Врачей в штате состояло: старший врач, хирург, два врача в заразном отделении, врач при амбулатории.
С образованием БМАССР первым наркомом здравоохранения стал доктор Андрей Тимофеевич Трубачеев. Доктор Трубачеев добился передачи здания лазарета Красного креста Наркомздраву. В 1924 году вместо лазарета и городской больницы была открыта Областная больница.
(По материалам М.В. Танского «Записки Верхнеудинского доктора»)
На главную
В список статей