Железнодорожное сообщение в нашем городе берёт своё начало с 1899 года. За прокладку железнодорожной магистрали через город развернулась серьёзная борьба городских властей с правительством, которое сначала хотело провести дорогу в обход Верхнеудинска. Разговоры о проведении путей через город начались ещё в 1887 году: на заседании Верхнеудинской Городской Думы председатель общественного собрания Никита Сергеевич Нелюбов предложил: «не сочтет ли Городская Дума необходимым и своевременным ходатайствовать перед Правительством о проведении Забайкальской железной дороги через Верхнеудинск». Железная дорога открывала перед городом обширные экономические и политические перспективы, без которых Верхнеудинск рисковал прийти в упадок. 15 апреля 1888 года было выбрано «наиболее удобное для устройства станции» место, а в 1895 году началось строительство железнодорожной линии.
15 августа 1899 года в Верхнеудинске встретили первый поезд. К прибытию поезда в 1899 году при станции уже действовало депо, телеграф и больница, работала электростанция. В преддверии события городская управа обратилась к жителям Верхнеудинска с просьбой украсить свои дома гирляндами и иллюминацией. По свидетельству «Забайкальских областных ведомостей» встречать поезд прибыла тысячная толпа «лиц разных полов, возрастов и состояний, одетых в праздничные наряды». К перрону поезд подошёл около часу дня, декорированный гирляндами, сопровождаемый музыкой оркестра. Городской глава Пётр Тивуртиевич Трунёв преподнёс хлеб-соль начальнику участка П.А. Гетье и начальнику тяги Ф.И. Марксу. Перед вокзалом состоялся торжественный молебен, после которого супруга начальника участка М.П. Гетье перерезала ленточку, открыв путь поезду.
Официальная церемония закончилась торжественным завтраком на 70 персон. В тот же день П. А. Гетье и П. Т. Трунёв направили в Читу две телеграммы – Приамурскому генерал-губернатору Н. И. Гродекову и Военному губернатору Забайкальской области Е. И. Мациевскому, в которых обменялись поздравлениями. Н. И. Гродеков телеграфировал: «Благодарю за радостное известие. Поздравляю с этим важным событием». Вторая телеграмма гласила: «Благодарю за память. Радуюсь вместе с Верхнеудинцами. Мациевской…»
Поезд курсировал между Верхнеудинском и Мысовой. Поезд отправлялся из Мысовой трижды в неделю – по понедельникам, средам и субботам, а из Верхнеудинска в Мысовую уходил по вторникам, четвергам и воскресеньям. Поездка от Мысовой до Верхнеудинска занимала в 1899 году чуть более 14 часов.
ИСТОЧНИКИ:
Материалы ГАРБ;
Газета «Забайкальские областные ведомости» (Чита, 1899 год)
Журнал «Железнодорожник» (Санк-Петербург, 1907 г.)
Байкальская повесть Транссиба. Улан-Удэ, 2014 г.
85 интересных фактов о Верхнеудинске — Улан-Удэ, 2019г.
На главную
В список статей