Художественный образ и наследие «Гэсэра» в творчестве Александры Никитичны Сахаровской

Актуализация проблематики прошлого, культуры и истории стала одной из основных причин повышенного интереса к художественному наследию как предмету исследований искусствоведов, культурологов и музееведов в том числе.
Под художественным (культурным) наследием мы понимаем в общем смысле часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей «испытание» временем и передающуюся из поколения в поколение как нечто ценное и почитаемое. Основой художественного наследия является художественное произведение или объект, обладающий эстетической ценностью, часть материального художественного творчества.
В общем, и более доступном понимании художественное наследие – это часть материального и духовного наследия, обладающая высокой эстетической ценностью. К художественному наследию следует отнести разнообразные формы произведений искусства, которые живут вне времени, выходя за пределы эпохи создания, делают память о своем творце вечной.
Художественное наследие России по своему содержанию, по формам и жанрам многообразно и многовариантно, в том числе в зависимости от региона страны. Обращаясь к художественному наследию Республики Бурятия, в первую очередь хочется обратить внимание на произведения изобразительного искусства местных художников-мастеров. Одной из особенностей основного направления художественного ремесла живописцев Бурятии является прочная связь искусства с древними духовными традициями бурят. В работах бурятских художников оживают мифы и легенды, четко изображены традиции и быт, культура и колорит местных жителей, а также на их картинах многогранно отображены красоты бескрайних лесов и степей, величественность гор, неповторимость местной флоры и фауны.
В данной статье приведены результаты исследования биография и творческого пути Александры Никитичны Сахаровской – заслуженного художника РСФСР, народного художника Бурятской АССР. Изобразительное искусство в творчестве Александры Никитичны, признание ее профессиональных успехов, стали неким двигателем для развития бурятского изобразительного искусства и художественного наследия республики в целом.
Александра Никитична Сахаровская родилась в 1927 г. в селе Ленино Зиминского района Иркутской области в многодетной бурятской семье. Еще с детства у Александры сформировался интерес к рисованию, а в дальнейшем это стало не только ее увлечением, а целым пластом художественной культуры республики и страны. В детстве она очень часто рисовала своих друзей, родных и близких. Но больше всего ей нравилось рисовать окружающую природу и домашних животных. Ее увлекал колорит местных жителей, особенности бурятской культуры и традиций. Именно национальные мотивы заняли одно из важнейших мест в творчестве художницы.
В 1957 г. Александра Никитична окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина). Там она обучалась на отделении книжной графики графического факультета. Сахаровская А. Н. занималась оформлением книги от начала до конца: иллюстрациями, заставками, концовками. На момент окончания учебы в институте Александра Никитична возвращается в Бурятию и начинает усердно трудиться над оформлением книги Хоца Намсараева «На утренней заре».
В 1950-1960 гг. Сахаровская решает оформить иллюстрации к «Гэсэру». Для этой работы она выбирает непривычную для себя и сложную технику черно-белой линогравюры. Выбранная техника максимально точно отразила концепцию образов героического эпоса, метафоричность его образов и особую поэтику.  Контрастность линогравюры оттеняет главную мысль эпоса: борьбу светлого, доброго начала, которое олицетворяет Гэсэр, с темными, злыми силами – чудовищами-мангадхаямы. Присущие авторскому мышлению непосредственность и свежесть, непредвзятость художнической манеры обеспечили произведению полный и заслуженный успех, широкое признание. Гэсэр - самый популярный персонаж в фольклоре бурят. В нем собраны воедино лучшие человеческие качества. Он является главным персонажем бурятского эпоса и олицетворяет героя с возвышенной душой и абсолютно добрыми намерениями. Герой справедливо борется со злом, всегда добивается своих целей, верен своим принципам и непреклонен в борьбе с врагами.
Многие писатели и филологи посвятили свои труды изучению героического эпоса как литературного памятника. Благодаря их исследованиям раскрыты ценные сведения об истории и культуре бурятского народа. Особое внимание к эпосу проявили бурятские мастера изобразительного искусства. Многие в своей специфической художественной форме старались воплотить события эпоса с помощью рисунка. Красивая легенда о героических подвигах сына небесного Гэсэра сохранилась в памяти народа и передается из поколения в поколение как в письменной, так и в фольклорной (устной) форме, тем самым вызывая большой интерес для мастеров изобразительного искусства.
На сегодня существует три основные версии эпоса на бурятском, монгольском и тибетском языках. «Гэсэр» на бурятском языке был впервые опубликован в 1930 г. Именно этот вариант эпоса многие исследователи считают наиболее удачным, так как здесь сохранены первоначальные черты мифа.  В годы Великой Отечественной войны тема «Гэсэра» стала особенно актуальна. Каждый житель Бурятии нашел эпос особенно понятным и близким в этот непростой период жизни, укрепляя веру в неминуемую победу и поднимая патриотический дух народа.  
Значительный вклад в прочтение Гэсэра внесла и заслуженный художник России, народный художник Бурятии Александра Никитична Сахаровская. В 1959 г. она выполнила по заказу макет книги «Гэсэр», именно ее иллюстрации позволили поднять бурятское искусство на новый уровень. Макет книги был утвержден и в 1961-1963 гг. и А. Сахаровская в течении долгих, но по-особенному творческих, 10 лет создавала иллюстрации к эпосу. За это время художница полностью окунулась в изучение бурятской культуры, этнографии и быта. Прежде чем прибегнуть к «суровой» технике линогравюры она перепробовала акварель, гуашь и карандаш. Рисунки в этой технике в исполнении Александры Никитичны получились весьма профессиональными. Каждая иллюстрация была грамотно привязана к тексту эпоса, повествование рисунка отслеживалось легко и четко, но в этих работах пока еще не наблюдается авторская индивидуальность Александры Никитичны. Она усердно работала в архивах, в музеях Бурятии, перечитывала древние сказания. Всё это было необходимо для того, чтобы обрести индивидуальный подход. А. Сахаровская разрабатывала собственное видение победы добра над злом, описанной в эпосе. Рисунки в этой технике в исполнении Александры Никитичны получились весьма профессиональными. Каждая иллюстрация была грамотно привязана к тексту эпоса, повествование рисунка отслеживалось легко и четко. Воспроизведение эпического наследия народа на множестве графических листов к эпосу «Гэсэр» является результатом напряженного кропотливого творческого труда.
Гэсэриада А.Н. Сахаровской состоит из серии листов – линогравюр:
1. Сражение витязей.
2. Поединки героев с чудовищами.
3. Парадное шествие войска баторов.
4. Передвижение войска с небес на землю.
5. Сцены охоты и народные празднества.
Работа Александры Никитична стала поистине уникальна тем, что она отрисовала весьма необычные иллюстрации к тексту «Гэсэра». Каждая иллюстрация, каждый рисунок на отдельном листе, это самостоятельные значимые листы, не связанные между собой сюжетно. Главное содержание эпоса оформлено в панораме повседневной жизни народа с включением конкретных бытовых деталей, описанием одежды, сцены охоты, описание пира, ехора. Образ Гэсэра у А. Сахаровской неповторим. Художница изобразила его в определённых состояниях согласно сюжету: Гэсэр верхом на коне впереди монолитного войска; Гэсэр в одиночестве или сидящий на облаках с бабушкой Манзан-Гурмэ, Гэсэр увлеченный охотой, Гэсэр сражающийся с чудовищами. Его образ не выделен чем-то особенным в отличие от остальных персонажей. Но все же его отличительные особенности художница подчеркнула композиционно: задумчивым выражением лица, величественностью его движений. Лицо Гэсэра в иллюстрациях прорисовано сосредоточенным и серьезным и всегда крупным планом, так А. Сахаровская придала его герою весомую значимость, не уменьшая значимости других персонажей в композиции. Словно Гэсэра везде и всюду сопровождает одна мысль и он очень сосредоточен на ней, словно над героем тяготеет нелегкое бремя, от которого ему не уйти. Бороться со злом, противостоять врагам непрестанно является его долгом.
Одной из главных черт и особенностей оформления эпоса Александрой Никитичной Сахаровской является лаконичность. Лаконизм художественного образа, умение художника строить образ в черно-белом двуцветье, делать особенно выразительной линию. На рисунках все фигуры изображены выразительно и продуман каждый жест, тем самым передавая взаимосвязь героев. Гэсэр борется со злом с помощью своей волшебной силы. Боги, с которыми он общается в иллюстрациях нарисованы как обычные люди, что придает содержанию эпоса характерную реалистичность. Этот прием четко прослеживается, сохранена первоначальная идея художницы о том, что основой изображения является жизнь простого народа, его мечты, идеалы.
Изображая необычное шествие войска баторов с облаков на землю, художница фиксирует внимание зрителя на одиночном кочевье, приютившемся как бы на краю земной сферы; и от дымка, поднимающегося из юрты, веет теплом и уютом человеческого жилья. Так органично и непосредственно соединены в единый образ реальность и фантастика. На одном из листов сказочные птицы с железными клювами, тяжелыми крыльями закрывшее небо кажутся громадными по сравнению с тоненькой фигурой девушки, в позе, жестах хорошо переданы ее беззащитность и отчаяние. И здесь применен метод укрупнения мифических героев и наоборот уменьшение и беззащитность простых людей.
Изучая оформление иллюстраций Александры Никитичны, мы наблюдаем то, что земля и небо, фигуры и предметы даны контрастно, сопоставлением широких плоскостей черного и белого, подчиняющих себе каждую линию и каждый штрих рисунка, определяя его ритм. Показывая различные сцены народной жизни А.Н. Сахаровская тонко их поэтизирует, сообщает им эмоциональный настрой. Применяет А.Н. Сахаровская такой прием, как сложную ритмику, сочетание штрихов и линий. Еще одним средством, передающим этнографическую принадлежность «Гэсэра» как бурятского эпоса, является филигранная отделка деталей. Благодаря этому средству мы видим отличие баторов, небожителей от простых смертных. Таким образом, поэтизируется весь эпос, передается особый эмоциональный настрой каждого героя. В каждом листе найдена особая ритмика, как бы своя мелодия. В ряде композиций характер героев раскрывается в действии.
А.Н. Сахаровская сумела прочитать народные тексты в соответствии с идеалами своего времени, проникнуться духом эпоса, воплотить его поэтические строки в рисунки, сделать его образы наглядно зримыми. В образах героя и его сподвижников подчеркнуты такие черты характера, как сила, достоинство, мужество, мудрость. Вместе с тем контрастность черно-белого решения линогравюр, угловатость контуров и резкие динамичный штрих сообщают внутренний драматизм, передающий содержание эпоса: борьба добра и зла, света и тьмы.  А. Н. Сахаровская хорошо прочувствовала народный характер эпоса. Для нее важны в работе не столько сюжетное воспроизведение эпоса, сколько общее эмоциональное ощущение древности. Она передала не только прямое повествование эпоса, но и жизнь, и быт простых людей. Полностью прочитывается картина народной жизни своего времени.
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. «Гэсэр» с иллюстрациями Александры Никитичны Сахаровской выходит в Москве. Сама художница считает, что именно в этот период, работая над оформлением эпоса, она выработала собственный стиль. Позже, в 1985 г., художница вновь начала работать над иллюстрациями «Гэсэра», но уже обратилась к другому стилю и отрисовала иллюстрации в технике гуаши. Многие известные художники Бурятии обращались к оформлению эпоса, но полностью книгу оформила только Александра Никитична.
На сегодняшний день сохранилось большое количество эскизов художницы в разнообразных техниках, что позволяет проследить весь путь самосовершенствования художницы в рамках работы над иллюстрациями к «Гэсэру». Анализируя эскизные заготовки художницы, можно наблюдать множественность попыток в поиске подходящей техники из всех возможных.
Многие вспоминают Александру Никитичну как работоспособного, усердного человека. Она воспела в своих рисунках красоты родной стороны. Для оформления многих своих картин она целенаправленно путешествовала по Республике Бурятия, исследуя каждый уголок. Она очень внимательно и тщательно изучала особенности культуры и традиций местных жителей. С большим трепетом она переносила художественные образы родных пейзажей, народного быта на холст. На ее рисунках очень часто можно встретить изображение размеренной деревенской жизни, чабанских стоянок с пасущимися домашними животными и величественную красоту Саянских гор.
Труд Александры Никитичны несет в себе не только эстетическую значимость. Рассматривая ее рисунки, не сложно понять, как была обустроена юрта 50 лет назад или каким был облик нашего города в конце 1970-х гг. Из подобной визуализации можно выделить и сформировать наиболее четкое представление о том, каким был быт местных жителей того времени. Многое из прошлого безвозвратно уходит и утрачивается. Благодаря произведениям изобразительного искусства память о прошлом запечатывается и хранится в, наиболее удобном для восприятия, визуальном формате.
Сегодня произведения Александры Сахаровской хранятся во многих музеях нашей страны. В фондах Музея истории города Улан-Удэ на хранении находятся одни из самых значимых произведений художницы в разнообразных техниках: графика, живопись, линогравюра и др. В марте 2021 г. в музее состоялась выставка «Моя Бурятия», где были представлены в основном портреты современников и современниц Александры Никитичны: известных людей республики, представителей разных профессий, молодых и пожилых, серьёзных и улыбчивых. Глядя на них, чувствуешь, как художник любуется своими героями картин, как профессионально передаёт нам их настроение, отношение к окружающей жизни, их внутренний мир.

Список использованных источников и литературы
1.    Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер. с нем. – М.: Студия История, 2004. – 368 с.
2.    Бороноева Т. А. Краткие сведения о художниках-графиках Бурятии: Сахаровская Александра Никитична // Бороноева Т. А. Графика Бурятии. – Улан-Удэ, 1997. – С. 122-123.
3.    Бороноева Т.А. Образы Гэсэриады в книжной графике Бурятии в 1960-1990-е гг. / Труды Национального музея Республики Бурятия - Улан-Удэ, 2014. - 232 с.
4.    Воронова О. Эпос и современность. // Художник, 1972, № 9. – с. 17-19.
5.    Гэсэр [Текст]: Бурят. героический эпос / [Сводный текст Н. Балдано]; [Подстроч. пер. и предисл. А. Уланова]; [Перевод с бурят. С. Липкина]; [Ил.: А. Сахаровская]. - [Москва]: [Худож. лит.], [1968]. - 278 с.: ил.
6.    Караченцова В. Голос Бурятии родной: [об А. Н. Сахаровской] // Работница. — 1975. — № 7. — С. 21.
7.    Сахаровская, А. Н. Гэсэр: Бурятский народный эпос: линогравюра / [авторы вступительных статей] А. Уланов, И. И. Соктоева. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1967. - 9 с., 25 отд. л. ил. в папке; 32 см.
8.    Цыреннимаева Л.И. Национальная тема в творчестве А.Сахаровской: Исследование / Л.И.Цыреннимаева. – Улан-Удэ: Изд-во ПАО «Республиканская типография», 2020 – 160 с.



На главную В список статей