Выставка "Наследие рода великих целителей"
19 ноября 2021 года на территории Музея истории города Улан-Удэ состоялось открытие памятника выдающемуся врачу тибетской медицины, ученому, просветителю, дипломату Петру (Жамсарану) Александровичу Бадмаеву. Выбор места установки памятника является неслучайным – ведь Музей истории города располагается в уникальном историческом строении, которое принадлежало купцу Ивану Флегонтовичу Голдобину. Именно здесь в 1891 году останавливался цесаревич Николай, будущий император Николай II, сына которого позднее лечил Петр Бадмаев. Бюст является подарком Агинского округа городу Улан-Удэ.
Петр Александрович Бадмаев является самым известным, но не единственным в своем роду, признанным врачом и целителем. Он продолжил дело старшего брата, а их дети, внуки и правнуки и по сей день трудятся в сфере тибетской медицины, исследуют тайны Востока.
Выставка посвящена наследию рода великих целителей.
Брат Петра Александровича Сультим-лама (в крещении Александр Александрович Бадмаев) в середине XIX века показал и доказал всей России подлинные возможности тибетской медицины и развития человека. Он прожил 47 лет, 34 из них – в родных краях – Таптанае и Аге, и только 13 – в Петербурге, став за столь короткое время крестником царя и признанным врачом. За беспримерные врачебные подвиги Сультиму было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств. Добившись стабильного и довольно высокого положения среди дворянской знати, Бадмаев проявляет заботу о своем младшем брате Жамсаране: по его ходатайству тот был принят в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Вскоре Сультим выписал Жамсарана к себе в качестве помощника. Так началась карьера одного из самых известных врачей своего времени Петра Александровича Бадмаева.
Петр (Жамсаран) Александрович Бадмаев (1851-1920) – личность сложная и многоплановая. Он был блестящим знатоком восточных языков, переводчиком, успешным врачом тибетской медицины, но его активная деятельность не ограничивалась только медициной и переводами. Он был политиком и предпринимателем, издателем и меценатом. На службу П.А. Бадмаев поступил чиновником 8-го класса в Азиатский департамент МИД Российской империи, что позволяло ему часто бывать по делам службы в Китае, Монголии и Тибете. Он интересовался государственным устройством этих стран, экономикой и политикой. Бадмаев стремился сделать тибетскую медицину достоянием русской науки. Синтез традиционных восточных и современных европейских представлений о заболеваниях и их лечении может, как он считал, иметь не только медицинский аспект, но и политический.
Петр Бадмаев имел генеральский чин и высшие ордена российской империи, состоял в доверительной переписке с Николаем II, с которым дружил еще в юности. Его приглашали на консультации в Зимний дворец. В 1902 году Пётр Александрович Бадмаев был представлен чину действительного статского советника, встал на четвёртый уровень сверху в иерархической лестнице Российской империи.
Вся его жизнь и деятельность – пример работы не в каком-то отдельном направлении, а во многих сферах, способствующих развитию одновременно науки, образования, культуры, экономики, предпринимательства, структуры управления.
Наследие Петра Александровича Бадмаева огромно, неоценимы результаты его деятельности, направленные на просвещение и развитие бурят-монгольского народа, защиту его интересов.
Он развернул бурную деятельность на Востоке, в 1893 г., оставив службу в МИДе, открыл торговый дом «Бадмаев и К» с главной конторой в Чите.
С 1895 года в здании торгового дома издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине» на монгольском и русском языках.
В 1909 году организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.
Учредил на восточном факультете Петербургского университета две стипендии для бурят. Содержал в Петербурге собственную гимназию, где обучались бурятские мальчики.
Бадмаев способствовал открытию двух медицинских школ для бурят, а одной – для калмыков.
В 1911 и 1916 гг. вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым выступил с проектом Сибирской железной дороги, впоследствии известной как БАМ.
В то же время в своей клинике в Санкт-Петербурге Петр Александрович продолжал принимать больных, ему поставляли лекарственное сырье из Китая и Монголии, но основную часть – из Забайкалья ламы Агинского и Ацагатского дацанов.
Перу его принадлежат труды по общественно-политическим и торгово-экономическим аспектам, проблемам зарубежного Востока, Монголии, Китая и Тибета, по тибетской медицине, которые были изданы в 1898—1903 гг. Наиболее известны 2 тома трактата «Чжуд-ши», впервые изданные на русском языке в 1898 г. с исторической справкой и комментариями Бадмаева.
Следующим продолжателем дела своих родственников стали племянники Бадмаевых, Осор (Николай Николаевич) и Жамьян (Владимир Николаевич). Николай возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде; лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочих представителей элиты, но был арестован и в 1939 году расстрелян. Владимир же во время Октябрьской революции бежал в Польшу, стал Влодзимежем Бадмаевым и получил разрешение от польских властей работать врачом. Он был личным врачом и первого, и второго польских президентов и прожил в Польше до 1961 года. Умер в возрасте 77 лет.
Дело своих прадедов, дедов и отца продолжает Николай Андреевич Бадмаев - руководитель Центра тибетской медицины в Санкт-Петербурге. В США живет внучатый племянник Петра Бадмаева Владимир, получивший докторскую степень в медицине.
Еще один достойный вклад в «родовую копилку» внес также один из потомков, основав благотворительный фонд «Жамсаран»: благодаря многолетнему труду на выставке представлены восстановленные листы ценнейшего экспоната Бурятии – Атласа тибетской медицины, которые были утеряны в советский период.
Атлас тибетской медицины
Атлас тибетской медицины является священной реликвией буддистов всей этнической Бурятии. В нем собраны и сохранены сокровенные знания буддийского учения. Атлас представляет собой свод уникальных иллюстраций к медицинскому трактату XVII века.
В конце XIX века Атлас был привезен в Россию служителем Цугольского дацана, известным эмчи-ламой Ширабом Сунуевым.
С появлением Атласа тибетской медицины улучшилось обучение хувараков, листы Атласа являлись наглядным материалом для учебного процесса.
В конце 1935 г., начале 1936 г. Атлас перевезен в г. Улан-Удэ и хранится сегодня в Национальном музее Бурятии.
Листы №6 и №7 «Про сосуды и каналы» отсылают к страницам комментария «Вайдурья-онбо».
На этих листах изображены сосуды и каналы, по которым циркулирует кровь, ветер, лимфа, желтая жидкость.
Далее следует описание сосудов и каналов, точек кровопускания, начиная с головы, области шеи и далее вниз, по всему телу человека.
Сосуды в области шеи – стр.189-190;
Сосуды верхних и нижних внутренних органов – стр. 185 и в главе «Про внутренние органы» - стр. 192-193;
Сосуды конечностей описаны в главе «Про конечности», в главе «Про сосуды для кровопускания»;
Шесть сосудов для кровопускания, белые каналы описаны на стр.137-138;
Скрытые крупные сосуды и канал, идущий сверху вниз вдоль позвоночника не нарисованы;
Красно-черным цветом нарисованы сосуды, в которых циркулирует кровь, смешанная с ветром;
Ярко-красным цветом обозначены сосуды для кровопускания, белые каналы, жизненно важные сосуды и каналы;
Шестнадцать внешних, видимых сосудов конечностей обозначены черными чернилами. Эти сосуды отмечены соответствующими терминами.
Лист№64 «Диагностика по моче или Уринодиагностика»
Описаны признаки, для диагностирования по моче, время для диагностирования.
Иллюстрирует данный лист «Введение в уринодиагностику», время осмотра мочи, размеры и формы сосудов, в которых необходимо изучать мочу.
Описаны изменения и характер мочи в зависимости от приема пищи и жидкостей пациентом.
Описан цвет, запах, состав мочи по соответствующим болезням.
Лист № 80 «Учителя тибетской медицины»
Со слов Джампа Принлэя, врача Центра медицины и астрологии г.Лхаса: в XIX-XX веках был создан последний по счету 80-й лист, представляющий собой «Танку преемственности лам, входящих в число могущественных знатоков, приобретших известность в истории медицины».
1.В центре листа изображен V Далай Лама Агван Лубсан Жамсо (1617-1682), в годы правления которого и был создан Атлас тибетской медицины.
2. Учитель Тертон Да Он Бал, благодаря которому существенно пополнились знания тибетской медицине через тайные «клады» буддийского учения.
3. Бадма Самбхава (школа Ньингма) – учитель буддийской тантры VIII века, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и тибетской медицины.
4. Далай-лама XIII Тубден Жамсо (27 мая 1876 г. – 17 декабря 1933 г.), внесший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и тибетской медицины.
5. Будда Вайрочана (переводчик), который перевел основополагающие знания тибетской медицины с санскрита на тибетский язык.
6. Ютог Ютан Ендон Гомбо младший (1112-1209), автор «Шалог-жаб-жад» - комментарий к «Чжуд-ши».
7. Балдан Цочет-йогин, автор комментария к «Чжуд-ши».
10. Доржи Жаб – йогин, учитель школы Сур, тантрист, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и тибетской медицины.
11. Сара Регзен – исследователь тибетской медицины, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и медицины.
12. Сахюсан Шан Лон Доржи Дут-Дуль – главный защитник сокровищницы тибетской медицины.
13. Доктор Бран Зня – ректор Института тибетской медицины и астрологии Мен-Зи-Кан.
Петр Александрович Бадмаев является самым известным, но не единственным в своем роду, признанным врачом и целителем. Он продолжил дело старшего брата, а их дети, внуки и правнуки и по сей день трудятся в сфере тибетской медицины, исследуют тайны Востока.
Выставка посвящена наследию рода великих целителей.
Брат Петра Александровича Сультим-лама (в крещении Александр Александрович Бадмаев) в середине XIX века показал и доказал всей России подлинные возможности тибетской медицины и развития человека. Он прожил 47 лет, 34 из них – в родных краях – Таптанае и Аге, и только 13 – в Петербурге, став за столь короткое время крестником царя и признанным врачом. За беспримерные врачебные подвиги Сультиму было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств. Добившись стабильного и довольно высокого положения среди дворянской знати, Бадмаев проявляет заботу о своем младшем брате Жамсаране: по его ходатайству тот был принят в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Вскоре Сультим выписал Жамсарана к себе в качестве помощника. Так началась карьера одного из самых известных врачей своего времени Петра Александровича Бадмаева.
Петр (Жамсаран) Александрович Бадмаев (1851-1920) – личность сложная и многоплановая. Он был блестящим знатоком восточных языков, переводчиком, успешным врачом тибетской медицины, но его активная деятельность не ограничивалась только медициной и переводами. Он был политиком и предпринимателем, издателем и меценатом. На службу П.А. Бадмаев поступил чиновником 8-го класса в Азиатский департамент МИД Российской империи, что позволяло ему часто бывать по делам службы в Китае, Монголии и Тибете. Он интересовался государственным устройством этих стран, экономикой и политикой. Бадмаев стремился сделать тибетскую медицину достоянием русской науки. Синтез традиционных восточных и современных европейских представлений о заболеваниях и их лечении может, как он считал, иметь не только медицинский аспект, но и политический.
Петр Бадмаев имел генеральский чин и высшие ордена российской империи, состоял в доверительной переписке с Николаем II, с которым дружил еще в юности. Его приглашали на консультации в Зимний дворец. В 1902 году Пётр Александрович Бадмаев был представлен чину действительного статского советника, встал на четвёртый уровень сверху в иерархической лестнице Российской империи.
Вся его жизнь и деятельность – пример работы не в каком-то отдельном направлении, а во многих сферах, способствующих развитию одновременно науки, образования, культуры, экономики, предпринимательства, структуры управления.
Наследие Петра Александровича Бадмаева огромно, неоценимы результаты его деятельности, направленные на просвещение и развитие бурят-монгольского народа, защиту его интересов.
Он развернул бурную деятельность на Востоке, в 1893 г., оставив службу в МИДе, открыл торговый дом «Бадмаев и К» с главной конторой в Чите.
С 1895 года в здании торгового дома издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине» на монгольском и русском языках.
В 1909 году организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.
Учредил на восточном факультете Петербургского университета две стипендии для бурят. Содержал в Петербурге собственную гимназию, где обучались бурятские мальчики.
Бадмаев способствовал открытию двух медицинских школ для бурят, а одной – для калмыков.
В 1911 и 1916 гг. вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым выступил с проектом Сибирской железной дороги, впоследствии известной как БАМ.
В то же время в своей клинике в Санкт-Петербурге Петр Александрович продолжал принимать больных, ему поставляли лекарственное сырье из Китая и Монголии, но основную часть – из Забайкалья ламы Агинского и Ацагатского дацанов.
Перу его принадлежат труды по общественно-политическим и торгово-экономическим аспектам, проблемам зарубежного Востока, Монголии, Китая и Тибета, по тибетской медицине, которые были изданы в 1898—1903 гг. Наиболее известны 2 тома трактата «Чжуд-ши», впервые изданные на русском языке в 1898 г. с исторической справкой и комментариями Бадмаева.
Следующим продолжателем дела своих родственников стали племянники Бадмаевых, Осор (Николай Николаевич) и Жамьян (Владимир Николаевич). Николай возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде; лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочих представителей элиты, но был арестован и в 1939 году расстрелян. Владимир же во время Октябрьской революции бежал в Польшу, стал Влодзимежем Бадмаевым и получил разрешение от польских властей работать врачом. Он был личным врачом и первого, и второго польских президентов и прожил в Польше до 1961 года. Умер в возрасте 77 лет.
Дело своих прадедов, дедов и отца продолжает Николай Андреевич Бадмаев - руководитель Центра тибетской медицины в Санкт-Петербурге. В США живет внучатый племянник Петра Бадмаева Владимир, получивший докторскую степень в медицине.
Еще один достойный вклад в «родовую копилку» внес также один из потомков, основав благотворительный фонд «Жамсаран»: благодаря многолетнему труду на выставке представлены восстановленные листы ценнейшего экспоната Бурятии – Атласа тибетской медицины, которые были утеряны в советский период.
Атлас тибетской медицины
Атлас тибетской медицины является священной реликвией буддистов всей этнической Бурятии. В нем собраны и сохранены сокровенные знания буддийского учения. Атлас представляет собой свод уникальных иллюстраций к медицинскому трактату XVII века.
В конце XIX века Атлас был привезен в Россию служителем Цугольского дацана, известным эмчи-ламой Ширабом Сунуевым.
С появлением Атласа тибетской медицины улучшилось обучение хувараков, листы Атласа являлись наглядным материалом для учебного процесса.
В конце 1935 г., начале 1936 г. Атлас перевезен в г. Улан-Удэ и хранится сегодня в Национальном музее Бурятии.
Листы №6 и №7 «Про сосуды и каналы» отсылают к страницам комментария «Вайдурья-онбо».
На этих листах изображены сосуды и каналы, по которым циркулирует кровь, ветер, лимфа, желтая жидкость.
Далее следует описание сосудов и каналов, точек кровопускания, начиная с головы, области шеи и далее вниз, по всему телу человека.
Сосуды в области шеи – стр.189-190;
Сосуды верхних и нижних внутренних органов – стр. 185 и в главе «Про внутренние органы» - стр. 192-193;
Сосуды конечностей описаны в главе «Про конечности», в главе «Про сосуды для кровопускания»;
Шесть сосудов для кровопускания, белые каналы описаны на стр.137-138;
Скрытые крупные сосуды и канал, идущий сверху вниз вдоль позвоночника не нарисованы;
Красно-черным цветом нарисованы сосуды, в которых циркулирует кровь, смешанная с ветром;
Ярко-красным цветом обозначены сосуды для кровопускания, белые каналы, жизненно важные сосуды и каналы;
Шестнадцать внешних, видимых сосудов конечностей обозначены черными чернилами. Эти сосуды отмечены соответствующими терминами.
Лист№64 «Диагностика по моче или Уринодиагностика»
Описаны признаки, для диагностирования по моче, время для диагностирования.
Иллюстрирует данный лист «Введение в уринодиагностику», время осмотра мочи, размеры и формы сосудов, в которых необходимо изучать мочу.
Описаны изменения и характер мочи в зависимости от приема пищи и жидкостей пациентом.
Описан цвет, запах, состав мочи по соответствующим болезням.
Лист № 80 «Учителя тибетской медицины»
Со слов Джампа Принлэя, врача Центра медицины и астрологии г.Лхаса: в XIX-XX веках был создан последний по счету 80-й лист, представляющий собой «Танку преемственности лам, входящих в число могущественных знатоков, приобретших известность в истории медицины».
1.В центре листа изображен V Далай Лама Агван Лубсан Жамсо (1617-1682), в годы правления которого и был создан Атлас тибетской медицины.
2. Учитель Тертон Да Он Бал, благодаря которому существенно пополнились знания тибетской медицине через тайные «клады» буддийского учения.
3. Бадма Самбхава (школа Ньингма) – учитель буддийской тантры VIII века, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и тибетской медицины.
4. Далай-лама XIII Тубден Жамсо (27 мая 1876 г. – 17 декабря 1933 г.), внесший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и тибетской медицины.
5. Будда Вайрочана (переводчик), который перевел основополагающие знания тибетской медицины с санскрита на тибетский язык.
6. Ютог Ютан Ендон Гомбо младший (1112-1209), автор «Шалог-жаб-жад» - комментарий к «Чжуд-ши».
7. Балдан Цочет-йогин, автор комментария к «Чжуд-ши».
10. Доржи Жаб – йогин, учитель школы Сур, тантрист, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и тибетской медицины.
11. Сара Регзен – исследователь тибетской медицины, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма и медицины.
12. Сахюсан Шан Лон Доржи Дут-Дуль – главный защитник сокровищницы тибетской медицины.
13. Доктор Бран Зня – ректор Института тибетской медицины и астрологии Мен-Зи-Кан.
28 декабря