Большому вниманию советская власть уделяла младшей возрастной группе, которая была собрана в пионерскую организацию. Это было связано с тем, что младшая возрастная группа населения еще не имеет твердо установленных взглядов, и они легче усваивают продвигаемые им идеи. Также важным было с малых лет приучать людей к физической культуре и военному делу. С этой целью проводились различные меры по политическому, культурному и физическому образованию детей.
В советское время проблема с массовой неграмотностью населения была решена благодаря проводимой властями кампанией по ликвидации неграмотности среди населения. В Улан-Удэ за 1943-1944 гг. насчитывалось 30 школ с общим охватом 11340 учащихся. При этом многие школы были раздельными – 12 мужских и столько же женских школ, остальные были смешанными. Пионеры города в это время были организованы в 20 дружин, насчитывавших 7432 человека.
Довольно часто в школах проводились беседы на политические темы. Известно, что в школах № 68, 66, 65, 56 были проведены беседы на следующие темы:
- «Фашизм – лютый враг детей».
- «Что значит быть патриотом в наши дни».
- «Дети в отечественную войну».
- «Партизанская война 1918 года».
- «Парижская коммуна 1871 года».
- «6-я годовщина со дня смерти Куйбышева».
- «Женщина в Отечественную войну».
- «Юношеские годы Владимира Ильича».
- «О Сталине».
- «24-я годовщина РККА».
- «О Кирове».
- «Об Орджоникидзе».
- «Александр Невский».
- «О полководце Суворове».
- «О героях Отечественной войны».
- «Ледовое побоище».
Похожей тематики беседы были и в других школах.
Можно заметить, темы бесед делились на несколько направлений. Одни беседы велись на актуальные темы («Фашизм – лютый враг детей», «Что значит быть патриотом в наши дни»), другие были, так или иначе связаны с советской историей или рабочим движением («Партизанская война 1918 года», «24-я годовщина РККА», «Парижская коммуна 1871 года»). Много бесед было связано с Отечественной войной 1812 г. и Ледовым побоищем 1242 г. т. к. в 1942 г., беседы эти были приурочены к 130 и 700-летию со дня данных событий. Однако, под «Отечественной войной» может иметься в виду и проходившая в то время война с Германией, ведь термин «Великая Отечественная война» к тому моменту еще полностью не оформился. Также стоит отметить, что много бесед посвящено партийным деятелям. Это связано с проводимой советской властью идеей о важной роли партии в жизни страны.
Важным инструментом политико-культурного воспитания является кино. В годы войны в кинотеатры группами отправляли учащихся школ, которым показывали разные фильмы патриотического содержания. Кинотеатры показывали следующие фильмы:
- С 27 по 30 апреля 1942 г. кинотеатр «Эрдэм» показывался фильм «Веселые артистки». В это же время кинотеатр «Прогресс» показывает фильм «Тимур и его команда».
- 1 мая 1942 г. в кинотеатре «Прогресс» показывали фильм освобождение Царицына».
Помимо фильмов в кинотеатрах демонстрировали новые сводки с фронта, а перед сеансами проводился показ художественной самодеятельности.
Для поддержания дисциплины среди большой группы учащихся во время киносеанса в помощь учителям организовывались дежурства. Дежурными становились комсомольцы и лучшие учащиеся. Помимо этого, дежурство развивали у назначенного на него человека чувство самостоятельности и ответственности, что применимо не только к дежурствам в кинотеатрах.
Большую роль в воспитании молодого поколения в советское время играли детские лагеря. Советское правительство почти сразу же после своего образования приступило к созданию организованной сети детских лагерей и к моменту начала войны, данная сеть в стране была уже достаточно разветвленной и обширной. Так, летом 1944 г. в Улан-Удэ работало 9 лагерей и оздоровительных площадок. В детских лагерях дети были разделены на 22 группы, из них 3 группы состояли только из мальчиков, 3 – только из девочек, остальные 16 групп являлись смешанными. На оздоровительных же площадках было 13 групп: 2 группы мальчиков, 2 девочек и 9 смешанных.
Детские лагеря были нескольких разновидностей, как можно было заметить по вышеупомянутым «оздоровительным площадкам». За лето 1944 г. было обслужено детей лагерями санаторного типа 347 человек, лагерями общего типа 3634 человека, площадками – 981 человек. Из них 3071 человек были детьми фронтовиков и инвалидов войны, что говорит о большом внимании государства по отношению к семьям участников войны.
В лагерях, как и в школах, проводились беседы на политические темы. Часто проходили беседы с участниками войны. Каждый лагерь и оздоровительная площадка проводили вечера художественной самодеятельности.
В лагерях были и кружки, работа в которых носила равносторонний характер с учетом возрастных особенностей детей. Почти во всех лагерях охват кружками достигал 100%. Работали следующие кружки: драматические, хоровые, рукодельные, военно-физкультурные, кружки лепки и рисования. В конце сезона каждый кружок подводил итоги своей работы, участвуя в выставке.
Проводились и экскурсии в ближайшие леса с целью ознакомления с природными богатствами региона и привития умения ориентироваться на местности.
В детских лагерях также сдавались нормы на оборонные значки. За лето 1944 г. значок ГСО сдало 470 человек, ПВХО 300 человек, ГТО 208 человек. Кроме того в лагерях часто проводили сбор лекарственно-технических трав, ягод и грибов. За то же летний сезон 1944 г. детскими лагерями было собрано 3750 кг. лекарственно-технических трав, 3500 кг. ягод и 2730 кг. грибов.
Недостатком детских лагерей было отсутствие четкого планирования каждодневной работы. В целом же лагеря справлялись со своей задачей, а среди вожатых и персонала наблюдалось добросовестное проведение своей работы.
Одной из форм организации детей были форпосты. Главной их целью была организация досуга и воспитание в духе советских идей. В форпосты объединялось от 20 до 150 человек, руководящую роль всегда занимал пионер, которого выбирала сама группа и называла вожаком. Инвентарем форпоста ведал завхоз, также выбираемый самой группой. Внутри форпоста проходит разбивка на возрастные группы: старшая, средняя и младшая.
Как и в детских лагерях в форпостах были кружки: музыкальные, рукодельные, шахматно-шашечные, драматические, фотолюбителей и др. В кружки допускались старшие пионеры, привлекались родители. В них избирались старосты, которые совместно с допущенными и привлеченными старшими пионерами, и родителями назначали, дни, часы и место занятий. При форпостах выпускалась стенгазета. Имелась и библиотека-передвижка. (комплект книг из библиотеки, передаваемый во временное пользование читателям). Были у форпостов и организованные для них спортивные площадки, где играли в волейбол, городки, крокет и др. Площадку организовывала сама группа, ей помогали родители и комсомольцы.
Дисциплина соблюдалась через ежедневные дежурства, которые назначались вожаком. Дежурный вел дневник, отмечая, что проделано за день, что удалось и не удалось.
План в форпостах составлялся на месяц. Исполнением мероприятий заведовал вожак. Мероприятия включали в себя походы, сбор гербария, работа у живого уголка, военные игры, выходы за ягодами и грибами, посещение кино, чтение художественной литературы, вечера самодеятельности и т. д. Сборы форпостов проводились 1 раз в месяц.
Говоря о физическом воспитании пионеров в качестве примера, следует привести составленную для этой цели программу в сетке учебных часов.
А. Занятия, включаемые в сборы звена и отряда.
1. Строевая подготовка.
2. Школа ловкости, быстроты и силы.
3. Военно-прикладные физические упражнения.
4. Школа подготовки разведчика.
5. Спортивные команды: лыжные, хоккейные, волейбольные, футбольные, легкой атлетики, плавания.
6. Спортивные соревнования.
Б. Занятия на специальных военно-физкультурных сборах звена.
1. Пешие экскурсии.
2. Занятия на воде.
3. Военизированные игры на местности.
4. Подготовка и участие в спортивных соревнованиях и выступлениях по физкультуре.
Зимний период
1. Прогулки, экскурсии на лыжах.
2. Военизированные игры на лыжах.
3. Спортивные соревнования.
В. Занятия специальных, военно-физкультурных сборах отряда.
1. Учетные занятия по видам, имеющим место в работе звеньев.
2. Отрядные военизированные игры и походы.
3. Занятия по подготовке к выступлениям и участие в них.
Школа ловкости, быстроты и силы представляла собой комплекс упражнений. Это были такие упражнения как:
- Стоять спиной один к другому, зацепившись локтями, садиться и вставать. То же самое, но положив руки на пояс. Стоять лицом один к другому, соединившись руками, при этом носки ног соприкасаются, нужно садиться и вставать.
- Перешагивание через руки, соединенные пальцами перед телом; сначала одной, потом другой ногой. Стояние на одной ноге, при это вытягивание другую ногу назад, потом наклониться вперед и, не сгибая опорной ноги в колене, достать спичку, положенную на пол около носка.
- Бросить маленький мяч из-за спины вверх и словить его двумя руками перед телом, не сходя с места. Сидеть лицом один к другому, соединив ноги и приподняв так, чтобы не касаться земли перебрасывать в этом положении волейбольный мяч.
- Стоя лицом один к другому, взяться за концы палки длиной 60-70 см. и с поднятыми вверх руками поворачиваться кругом, то вправо, то влево, не выпуская палки.
- Подпрыгивание с короткой скакалкой, при этом 2 раза прокрутить веревочку под ногами, находясь в воздухе. Перепрыгнув через веревочку, успеть 2-3 раза хлопнуть в ладони над головой.
- Успеть скорее товарища бросить 5 мячей в цель, при этом добившись лучшего результата попадания. Бросить мяч перед собою в пол, повернуться кругом и поймать его.
- Армрестлинг
- Стоя в центре круга, диаметром 4-5 м. лицом один к другому положить руки на плечи и стараться вытолкнуть играющего из круга.
- Стоя боком один к другому на одной ноге, заложив руки за спину, столкнуть оппонента.
Военно-прикладные физические упражнения включали в себя следующее:
Ходьба и бег:
- Ходьба пригнувшись: за низким забором, по неглубокой канаве за высокой травой так, чтобы не было видно.
- Ходьба крадучись: приближение к товарищу так, чтобы не было слышно.
- Ходьба широким шагом: как можно меньшим количеством шагов пройти 10-20 м.
- Ходьба на скорость 40-60 м.
- Выработка длинного шага при беге: пробежать меньшим количеством шагов 20 м.
- Бег на скорость в играх-эстафетах.
- Бег на «кочках»: пробежки, наступая на кружочки, начерченные в произвольном порядке, на различных расстояниях одни от другого.
- Кроссы на дистанцию в 800-1000 м.
Прыжки:
- Прыжки в глубину: со скамеек, с обрыва на песчаное дно в начерченные кружочки; прыжки с небольшой высоты с закрытыми глазами; прыжки на твердый грунт с максимально бесшумным приземлением.
- Прыжки в высоту: доставая рукой или головой до тряпочки; свободные прыжки через твердые препятствия в виде бревен или скамеек.
- Прыжки в длину: прыжок шагом, отталкиваясь одной ногой и приземлившись на другую; прыжок с приземлением на обе ноги.
- Прыжки с опорой на руки: через твердые препятствия в виде учебных заборов, перекладин, наваленные деревьев.
Метания:
- Метание из различных положений на более меткое попадание по появляющейся и срывающейся мишени.
- Метание снежков на расстояние в цель в виде «окопа» или стены с нарисованной на ней мишенью.
Перелезание и лазание:
- Перелезание через учебные заборы, изгороди, поваленные деревья.
- Лазание по канату: вертикальному, наклонному, горизонтальному; влезания на деревья с использованием каната; взбирание на откосы различной крутизны при помощи каната.
Переползание:
- На четвереньках, получетвереньках, по-пластунски, с различными предметами.
- Подползание под скамейкой, под низко нависшими ветвями, так, чтобы их не задеть.
Равновесие:
- Переходы по бревно в обычном положении, боком, на четвереньках с опорой на руки и носки ног.
- Метание в цель, стоя при этом на бревне.
Переноска:
- Переноска товарищей на руках, при помощи подсобных предметов или на сделанных из подручных материалов носилках.
Школа подготовки разведчика представляла собой следующее:
Упражнения на внимательность:
- Указать, по очереди, сколько предметов было показано.
- Указать количество предметов, которое было на том или ином объекте.
- Указать, какие изменения произошли на выбранном участке местности.
- Указать, что за человек идет навстречу вдали.
Следопытство:
- Распознание отпечатков следов.
- Распознание дорожных знаков.
- Маскировка, укрыться за предметом так, чтобы стать незаметным, самому же видеть все.
Упражнения в подкрадывании и выслеживании:
- Перебежки – броски от куста к кусту, от кочки к кочке.
- Идти близко за человеком или впереди него так, чтобы он не заметил.
Как можно заметить, данная программа детально подходит к физическому воспитанию учащихся школ. Все в ней спланировано, военно-прикладные физические упражнения проходятся за 6 часов школа подготовки разведчика – за 3 часа и т. д. Помимо этого многое было направлено на обучение строевому делу. Все это делалось с целью того, чтобы мальчик, став юношей, был бы физически и морально готов к суровым военно-полевым условиям.
Стоит упомянуть также движение тимуровцев. Оно шло параллельно с пионерским движением, однако в отличие от него, движение тимуровцев носило неформальный характер и появилось благодаря народной инициативе, а не государственной. Движение зародилось после выхода книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда» в 1940 г. в котором пионер Тимур, главный герой книги, вместе отрядом ребят, оказывал тайную помощь семьям военных, а также больным и пожилым людям. Ускорило появление движения выход одноименного фильма в том же 1940 г.
Тимуровцами становись добровольно, туда шли ребята в альтруистических целях помогать всем нуждающимся. Во многом, тимуровцы были похожи на современных волонтеров, только состояли из ограниченной возрастной группы в виде учащихся школ.
Конечно, государство пыталось контролировать движение и внести свои корректировки. Так, тимуровцем должен был быть обязательно хорошист, а лучше отличник школы, показывая этим пример остальным. С началом войны тимуровцы должны были проводить агитацию в обслуживаемых семьях, а также учиться основам военного дела. Кроме того, советская власть пыталась объединить усилия пионерских дружин и тимуровских команд, в виде помощи друг другу и слаженной работы.
Руководство в тимуровских командах в большинстве случаев осуществлялось под наблюдением старших пионервожатых и классных руководителей. Периодически между тимуровцами разных школ проводились общие слеты, где они подводили итоги своей работы и обменивались опытом. Слеты могли проводиться и в рамках одной школы.
Количество тимуровцев в Улан-Удэ к 16 ноября 1941 г. достигло 1200 человек, объединенных в 132 команды. В другом же документе написано, что число тимуровцев по городу составляет 2500 человек в 248 командах. К сожалению, в документе не указана дата, но, судя по цифрам, можно предположить, что это более поздние данные, а значит, число тимуровцев в городе возросло.
Деятельность тимуровцев была весьма широка. В качестве примера стоит привести документ, где рассказывается, какую помощь оказывали тимуровцы из разных школ Улан-Удэ.
В школе №1 было 194 тимуровца, которые были объединены в 10 команд. Тимуровцы этой школы обслуживали 72 семьи фронтовиков и детский сад №7. Проводилась ими срезка верхушек клубней картофеля для будущего посева в пришкольном участке. Они занимались уходом за 420 курицами, 30 кроликами для сдачи потом в продовольственный фронт РККА. Команда тимуровцев 6 «в» класса помогали родительнице Труневой, у которой они пилили дрова, водились с детьми, стирали белье и выполняли различную разнообразную работу.
В школе №10 было 17 тимуровских команд. Команда Маликшинова помогала семьям Кузнецовым и Чубуковым по ул. Бурятская 27 и 36 соответственно. Помощь заключалась в следующем: поход за продуктами, уход за детьми, принос воды. Также ими были распилены 3 куб. м. дров. Команда 6 «в» класса собирала одежду для детей тех родителей, которые не водят их в ясли из-за отсутствия одежды. Команда Цыдыпдоржиева обслуживала семью по ул. Восточная 17, команда 8 «б» класса» Ранилова обслуживала семью Громовых по ул. Володарского 36.
Тимуровская команда 5 «е» класса Тиханова из школы №65 обслуживала семьи Кисляковых и Поповых, где они пилили и кололи дрова, убирались в ограде, сделали завалинку, водились с детьми. Команда 6 «б» Ярославского обслуживала семью Тарасовых и Курятниковых, занимаясь различной домашней работой.
Команда 6 «а» Гроссмана из школы №3 обслуживала семью по ул. Шмидта 30. Они получали для семьи хлебные карточки и приносили продукты нуждающейся в этом данной семье. Также они кололи дрова и носили воду. Тимуровская команда 7 «а» класса Зайкова обслуживала семью по ул. Кирова 26. Помощь заключалась в уборке во дворе, постройке завалинки.
Исходя из документа, можно понять, что главной деятельностью тимуровцев была помощь нуждающимся семьям. Помощь осуществлялась в виде того, что они кололи дрова, носили воду, водились с детьми, в общем, занимались различной бытовой работой. Но также тимуровцы занимались и другой деятельностью. В той же школе №1 тимуровские команды обслуживали детский сад, работали на пришкольном участке и проводили уход за курицами и кроликами для будущей сдачи в продовольственный фонд армии. Так или иначе, деятельность тимуровцев была благотворной и оказывала положительную роль на общество, подвергшееся большим нуждам и лишениям из-за начавшейся войны.
Так же, как и другие группы населения, учащиеся школ вносили добровольные денежные взносы. Деньги ими (вместе с комсомольцами) были собраны путем сбора металлического лома. Школьниками и комсомольцами города было собрано 400 тонн лома, а цветного 27 тонн. Получилось собрать 34658 рублей, которые ушли на постройку танка «Юный патриот Бурят-Монголии».
Таким образом, советская власть прилагала большие усилия по политическому, культурному и физическому воспитанию пионеров. Политико-культурное просвещение пионеров осуществлялось через беседы в школах на актуальные политико-военные события, также обсуждались деятельность армии, партии с ее деятелями и связанные каким-либо образом с текущим на тот момент положением дел исторические события, как например Ледовое побоище 1242 г. Просвещение проходило и в кинотеатрах, где показывали фильмы, соответствующие идеологическому и патриотическому фону того времени. Проводилась работа и в детских лагерях, сплошная сеть которых была построена советской властью. Лагеря служили формой организации и сплочения детского коллектива, в них они не только отдыхали, но и развивались, как культурно, так физически. Другой формой организации сплочения детей служили форпосты. Физическое же воспитание ребят проводилось через довольно плотные программы физических упражнений, которые были встроены в учебный процесс школ. Данные программы сразу готовили учащихся школ к трудным условиям фронта, окажись они там в будущем. Отдельным явлением, но все же связанным с пионерами и воспитанием детей вообще, стало тимуровское движение, зародившееся в 1940 г. и с началом войны получившее широкое распространение. Тимуровцы состояли из добровольцев, полных альтруистических идей помощи нуждающимся. Своей безвозмездной помощью они оказывали на других ребят благотворное воздействие, показывая собой пример того, каким должен быть человек. В общем и целом, усилия, затраченные советской властью по воспитанию младшего поколения, которые многие другие страны по большей части особо не проводили, стоили того. Ведь учитывая проходившиеся условия, Советскому Союзу важна была поддержка своего населения, а эту поддержку нужно было прививать со школьных лет.
Библиографическое описание
1. Ванкеева Т. В годы Лихолетья / Т. Ванкеева // Улан-Удэ. – 2019. - №19(218). – С. 6.
2. ГАРБ, ФП-52, оп. 1, д. 542.
3. ГАРБ, ФП-52, оп. 1, д. 551.
4. Дуринова Г.А. Пионерское движение в Бурят-Монголии / Г.А. Дуринова. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1962.
На главную
В список статей